Екатерина Чиркунова, врач-психотерапевт, дрессировщик, зоопсихолог

Собака учится, экспериментируя, методом проб и ошибок, изучая, какое поведение приведет к нужному результату — позволит удовлетворить потребность.

Есть два результата: подкрепление и наказание. Подкрепление — это полное или частичное удовлетворение потребности, т.е. поведение показало себя эффективным. Т.е. если собака после щелчка кликера получает то, что хочет получить — есть вероятность, что она повторит эффективное действие. Наказание — когда собака получает то, что НЕ хочет получить в данный момент.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ В РАМКАХ КЛИКЕР-ДРЕССИРОВКИ
Важно знать, что, чтобы выработать поведение, приводящее к положительному результату, и привязать его к щелчку кликера, собаке нужен определенный опыт, причем чтобы не просто выработать какое-то решение, а найти самое эффективное, ведь логично, что мы хотим достигать желаемого путем наименьших энергетических затрат.

Если собака в поисках внимания хозяина заглядывает ему в глаза и это срабатывает в 2 случаях из 100, а попытка полаять срабатывает в 50 случаях, а если стащить любимый свитер и начать раздирать прямо на глазах — то в каждом случае, значит, последний вариант — самое то! То, что это внимание будет не слишком приятным — другой вопрос, но результат будет достигнут. Те действия, которые для вас желательны, можете подкреплять щелчком кликера и лакомством.

Отдельно стоит упомянуть об ошибках, которые допускает собака. В нашем человеческом восприятии ошибка часто ассоциируется с чем-то негативным, но важно помнить, что ошибка — это неотъемлемая часть опыта. И нам важно учить себя понимать, что ошибка — это очень хорошая штука, ключ к поиску проблем на пути дрессировки. Поэтому если у собаки или у вас что-то не получается — это не повод раздражаться, а возможность придумать, как преодолеть затруднение. Собака пробует разные варианты, и щелчок кликера (с последующим лакомством) четко дает понять, какое решение является правильным.

Также не забывайте, что наиболее эффективное обучение происходит в игре. Поэтому для собаки жизнь с хозяином в целом и дрессировку в частности следует превратить скорее в увлекательную игру по правилам, чем наполнять жесткими требованиями и запретами.


НАКАЗАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КЛИКЕР-ДРЕССИРОВКИ
Что касается наказания, то оно, конечно, может оказать какой-то эффект, но этот эффект двоякий.

Во-первых, даже если оно прерывает поведение, то имеет временный эффект, так как не имеет ничего общего с удовлетворением потребности. Если собака хочет есть и пытается достать еду, а вы в это время ее наказываете, ей не только страшно, но все еще хочется кушать. Наказание часто пугает, но при этом не учит, как вести себя правильно.

С точки зрения кликер-дрессировки, лучше предотвратить нежелательное поведение, чтобы избежать ненужного наказания или бесполезного опыта. Иногда это означает надеть намордник (если вы работаете с агрессией) или взять собаку на поводок (если она убегает) и т.п., и, как правило, со временем результат окупает затраченные усилия или временные неудобства.

КЛЮЧ К НАУЧЕНИЮ В КЛИКЕР-ДРЕССИРОВКЕ
Можно утверждать, что подкрепление является ключом к научению в кликер-дрессировке, так как именно подкрепление связано с удовлетворением потребности.

Вам могут сказать, что «старые методы» тоже работают. Возможно, но дрессировка, основанная на положительном подкреплении
Эффективнее;
Быстрее;
Позволяет лучше закрепить поведение;
Навык сохраняется надежнее;
Нет плохих ассоциаций по отношению к хозяину (не разрушает, а укрепляет контакт).

Зачем же пренебрегать очевидными преимуществами?

Кроме того, со многими собаками силовые методы не работают, некоторые собаки замыкаются или становятся агрессивными, и цена ошибки владельца гораздо выше. Зачем рисковать и ввергать собаку в лишний стресс?

Дрессировка — взаимный процесс общения. Вопрос: что мы хотим заложить в основу общения и отношений? Мотивацию достижения (результатом будет энтузиазм и комфорт) или мотивацию избегания (связанную со страхом и дискомфортом)?

Из выступления на конференции Pet’s Behaviour (Москва, 15 апреля 2017 г.)
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	1.jpg 
Просмотров:	0 
Размер:	84.2 Кб 
ID:	235